На пресс-конференции в «Интерфаксе» подвели итоги второго года реализации пилотного проекта «Профессиональный экзамен для студентов»

Об итогах второго года реализации пилотного проекта «Профессиональный экзамен для студентов» сообщили участники пресс-конференции, подготовленной Национальным агентством развития квалификаций при поддержке Российского союза промышленников и предпринимателей, которая состоялась 3 июля в агентстве «Интерфакс».

Пилотный проект – часть масштабной работы по внедрению инструментов Национальной системы квалификаций в практику образовательных организаций.

В этом году в нем участвовали колледжи из 17 регионов и 11 Советов по профессиональным квалификациям. Оценка проводилась по 32 квалификациям – массовым и наиболее востребованным на рынке труда. Были подготовлены эксперты, разработан оценочный инструментарий, определены организационные механизмы и источники финансирования процедуры. Выпускники программ среднего профессионального образования прошли государственную итоговую аттестацию, совмещенную с независимой оценкой квалификации. Подтвердить квалификацию сумели 63% выпускников. В учебных заведениях, наиболее тесно и успешно сотрудничающих с работодателями, этот показатель близок к 100%.

«Пилотный проект показал, что в рамках обычных экзаменационных процедур выпускник может получить не только диплом об образовании, но и профессиональную квалификацию, отвечающую требованиям профессиональных стандартов, – отметил генеральный директор Национального агентства развития квалификаций А.Н. Лейбович. – Независимая оценка, дающая сигнал работодателю о качестве подготовки выпускников, в перспективе должна стать массовой».

Выступление А.Н. Лейбовича

По мнению заместителя министра труда и социальной защиты РФ В.Л. Вуколова, благодаря пилотному проекту работодатели и образовательные организации увидели, что им необходимо сближать позиции. И те, и другие заинтересованы в повышении качества подготовки кадров: различия между квалификацией, которую дает образовательная организация, и квалификацией, необходимой работодателю, должны быть сведены к минимуму. Он предложил в перспективе увеличить количество выпускников колледжей, проходящих независимую оценку квалификации, что позволит сократить затраты на проведение оценки. В конечном счете вся эта работа приведет к повышению производительности труда. При этом, подчеркнул В.Л. Вуколов, речь не идет об отмене дипломов об окончании учебных заведений – уровень квалификации специалиста, как и раньше, зависит от полученного образования.

Участники пресс-конференции

По мнению Л.Н. Духаниной, заместителя председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и науке, рынок дипломов в нашей стране постепенно сменяется рынком квалификаций. Все чаще можно увидеть объявления о найме на работу, где работодатель вместо специальности по диплому указывает набор компетенций и квалификаций потенциального работника.

Директор Департамента государственной политики в сфере профессионального образования и опережающей подготовки кадров Министерства просвещения РФ И.А. Черноскутова считает, что среднее профессиональное образование ориентировано на практику и благодаря пилотному проекту профессиональные колледжи «привыкают» к новой методике оценке квалификаций, которую предлагают работодатели.

По словам И.А. Черноскутовой, потенциала системы среднего профессионального образования достаточно для того, чтобы выпускники успешно проходили независимую оценку квалификации. В частности, в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» обновляется материально-техническая база колледжей, и уже сегодня ее используют центры оценки квалификации при проведении оценочных процедур. Наиболее успешные выпускники колледжей формируют портфолио своих достижений, в числе которых – свидетельство о независимой оценке.

Пилотный проект получил положительную оценку объединений работодателей. По мнению исполнительного вице-президента Российского союза промышленников и предпринимателей В.М. Черепова, независимая оценка и дальше будет стимулировать колледжи к более качественной подготовке выпускников. Свидетельство о квалификации, которое выдается выпускнику вместе с дипломом, даст преимущество при трудоустройстве.

А.М. Козлов, председатель Совета по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве, отметил, что в пилотном проекте в этом году участвовали отраслевые колледжи трех регионов – Иркутской области, Красноярского края и Санкт-Петербурга. При этом работодатели этой отрасли заинтересованы в независимой оценке по всей стране, так как дефицит квалифицированных кадров есть везде.

«Результаты оценки говорят о качестве образовательных программ в том или ином учебном заведении. Если процент подтвердивших квалификацию невелик, это сигнал для изменений в программах», – отметил А.М. Козлов.

А.И. Бабурин, заместитель председателя Совета по профессиональным квалификациям в агропромышленном комплексе, считает, что знаком качества образовательных программ также являются результаты профессионально-общественной аккредитации. При этом важно, чтобы такую аккредитацию проводили объединения работодателей или уполномоченные ими организации.

В профессиональных экзаменах для студентов заинтересованы органы региональной исполнительной власти. По мнению С.А. Селюнина, заместителя руководителя Агентства труда и занятости населения Красноярского края, результаты таких экзаменов позволяют работодателям держать выпускников в поле зрения. «Выпускники должны быть подготовлены в соответствии с требованиями работодателей и трудоустроены на те предприятия, которые формируют экономику края», – считает он.

По мнению заместителя директора ФГБУ «Российский центр содействия молодежному предпринимательству» (структура, подведомственная Росмолодежи) В.А. Уткина, пилотный проект интересен для молодых предпринимателей, так как уменьшает издержки на подбор сотрудников. А истории успеха выпускников колледжей, сдавших профессиональный экзамен, станут примером для тех молодых людей, которые сегодня выбирают будущую профессию.

Вопросы из зала

В следующем году проект «Профессиональный экзамен для студентов» будет продолжен. Национальное агентство развития квалификаций совместно с Министерством просвещения РФ и Министерством труда РФ планируют поэтапно внедрять независимую оценку квалификации в системе подготовки кадров. Это позволит повысить прозрачность рынка труда: работодателям будет проще принимать решения о найме персонала, а гражданам – выбирать образовательные программы для получения востребованных квалификаций.

На пресс-конференции присутствовал заместитель Директора Департамента социального партнерства, аналитики и профессиональных квалификаций – начальник Управления по развитию профессиональных квалификаций Ассоциации «ЭРА России», ответственный секретарь Совета по профессиональным квалификациям в электроэнергетике А.В. Павлов.