В РТК рассмотрены преференциальные режимы резидентов специальных экономических зон

4 июля состоялось совместное заседание рабочих групп Комиссии по экономической политике и развитию социального партнерства и координации действий Сторон Соглашения, на котором рассмотрены проекты федеральных законов:

– «О преференциальных режимах ведения предпринимательской деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

– «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в целях регулирования особенностей трудовой деятельности лиц, работающих у резидентов специальных экономических зон)».

Это два пакета из шести законопроектов, призванных упорядочить преференциальные режимы в различных особых территориальных образованиях (СЭЗ, ТОР, индустриальные парки и др.).

В настоящее время в Российской Федерации функционируют порядка 500 различных площадок, направленных на создание условий для ускоренного развития отдельных регионов и преференциальных условий ведения предпринимательской деятельности, таких как территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), индустриальные (промышленные) парки, технопарки, технопарки в сфере высоких технологий, особые экономические зоны (ОЭЗ) и другие.

Преференциальный режим представляет собой совокупность особых условий осуществления предпринимательской деятельности резидентов на территории специальной экономической зоны (СЭЗ), соответствующих предоставленному по решению Правительства Российской Федерации органу исполнительной власти субъектов Российской Федерации преференциальному портфелю субъекта Российской Федерации.

Преференциальный портфель является набором различных мер государственной поддержки, которые предоставляются органу исполнительной власти региона для последующего их предоставления резидентам СЭЗ.

К мерам государственной поддержки, входящим в состав данного портфеля, относятся налоговые льготы, бюджетные инвестиции и субсидии юридическим лицам, предоставляемые в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, государственные гарантии Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также особенности осуществления нормативного правового регулирования деятельности инвесторов.

Состав, сроки, условия предоставления, размер (ставки налогов, предельный объем субсидий) конкретных мер государственной поддержки, входящих в состав преференциального портфеля, устанавливаются решением Правительства Российской Федерации для каждого субъекта Российской Федерации в отдельности и в зависимости от значения комплексного инвестиционного показателя, которому соответствует регион.

Преференциальные режимы для резидентов СЭЗ предусматривают широкий набор льгот, в том числе некоторые преференции в сфере социально-трудовых отношений:

– отмена требования на получение разрешений на привлечение и использование иностранных работников;

– разрешения на работу иностранным гражданам, являющимся сотрудниками резидентов, выдаются на срок действия заключенного с такими иностранными гражданами трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), но не более чем на три года;

– совершеннолетние члены семей высококвалифицированных специалистов, привлеченных для осуществления трудовой деятельности в целях реализации проекта, вправе получить разрешение на работу без учета квот на выдачу таких разрешений;

– упрощенный порядок оформления виз (непосредственно в пункте пропуска через государственную границу) для въезда в регион, на территории которого располагается СЭЗ, иностранных граждан – представителей резидентов, инвесторов, а также лиц, приглашенных для обсуждения возможностей сотрудничества в СЭЗ;

– отмена проведения специальной оценки условий труда;

– выделение специальной квоты для участия резидентов СЭЗ в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (квота по обязательным закупкам у резидентов СЭЗ 15%).

В ходе обсуждения к проектам законов были высказаны замечания как со стороны работодателей, так и со стороны профсоюзов, касающиеся обоснованности предоставления некоторых льгот резидентам СЭЗ.

По результатам обсуждения представителям Минэкономразвития России рекомендовано доработать проекты с учетом обсуждения и представить пакет законов повторно в полном объеме для проведения консультаций с представителями общероссийских объединений профсоюзов (ФНПР) и общероссийских объединений работодателей (РСПП) с участием Минпромторга России, Минтруда России и Минфина России.

Также Минэкономразвития России рекомендовано разработать проект федерального закона о преференциальных режимах ведения предпринимательской деятельности в отношении субъектов социального партнерства в сфере труда на федеральном и региональном уровнях.

В заседании принял участие начальник Управления по взаимодействию с органами власти Ассоциации «ЭРА России» С.К. Накропин.